10. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
11. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. – М.: Политиздат, 1985. – 263 с.
12. Паренчик Г.И. Терминологический аспект ТРИЗ / Гл. 10. Какой же подход используется в ТРИЗ?
13. Паренчик Г.И. Терминологический аспект ТРИЗ / Гл. 13. Что есть продукт (решателя с) АРИЗ?
14. Паренчик Г.И. Диалектический аспект ТРИЗ.
15. Черняк Ю.И. Простота сложного. – М.: Знание, 1975. – 208 с.
16. Паренчик Г.И. Терминологический аспект ТРИЗ / Гл. 11. О классификациях задач.
17. Паренчик Г.И. Терминологический аспект ТРИЗ / Гл. 12. Взаимосвязаны ли ЗРТС и решательные инструменты ТРИЗ?
18. Брушлинский А.В. О категориях непрерывное и прерывное, качество и количество в психологии / Категории материалистической диалектики в психологии. – М.: Наука, 1988. – 244 с.
19. Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 104 с.
20. Паренчик Г.И. Терминологический аспект ТРИЗ / Введение.
21. Викентьев И.Л., Ефремов В.И. Кривая, которая всегда вывезет. Геометрия для изобретателей // Правила игры без правил / Сост. А. Б. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1989. – с.с. 71-175
22. Магический кристалл физики. Физэффекты - ключи к изобретательским задачам // Дерзкие формулы творчества / Сост. А. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия. - 1987. - с.с. 83 – 173.
23. Саламатов Ю.П. Подвиги на молекулярном уровне. Химия помогает решать трудные изобретательские задачи // Нить в лабиринте / Сост. А. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1988.- с.с. 95-164.
(Продолжение следует)
г. Коломыя
25.08.2006
Приложение 1
Логические ошибки
(Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - 2-е изд.. – М.: Наука, 1975. – 720 с.)
№ п.п. |
Название и смысл логической ошибки |
Ошибки в аргументации, т.е. в форме умозаключения, рассуждения |
|
1 |
Тезис не вытекает, не следует - когда в подтверждение тезиса выставляются аргументы, сами по себе верные, но которые не являются достаточным основанием для тезиса, и поэтому не доказывают выдвинутого тезиса |
2 |
Аргументация к тому, кто выдвинул тезис - когда вместо обоснования объективности или ложности тезиса с помощью объективных аргументов пытаются все свести к положительной или отрицательной характеристике личности человека, утверждение которого поддерживается или оспаривается |
3 |
Аргументация к тем, кто слушает спор - когда вместо обоснования объективности или ложности тезиса с помощью объективных аргументов пытаются все свести к воздействию на чувства людей и тем самым не дать слушателям спокойно составить объективное мнение о предмете, подлежащем обсуждению. |
4 |
Поспешное обобщение - когда некоторое свойство, обнаруженное только у небольшой части предметов данного класса, переносят на все предметы класса только на том основании, что не встречалось предметов, у которых нет этого свойства |
5 |
Смешение причинной связи с простой последовательностью во времени - когда рассуждают по ошибочному правилу «после этого, значит по причине этого» |
6 |
Учетверение терминов - когда в силлогизме появляется четвертый термин, в который вкладывается разное содержание и который поэтому не может связать крайние термины силлогизма в заключении |
Ошибки в отношении тезиса, т.е. мысли, которую следует доказать |
|
7 |
Подмена тезиса - когда, начав доказывать один тезис, через некоторе время в ходе этого же доказательства начинают доказывать другой тезис, часто сходный с начальным тезисом только внешне. |
8 |
Чрезмерное доказательство - когда доказывается слишком много, так что из данных посылок следует не только доказываемый тезис, но и какое-нибудь ложное положение. |
Ошибки в предпосылках, т.е. основаниях доказательства |
|
9 |
Ложное основание - когда доказываемый тезис пытаются вывести из ложных посылок |
10 |
Предвосхищение основания - доказываемый тезис пытаются вывести из таких посылок, которые может и не ложны, но которые еще сами нуждаются в том, чтобы доказать их истинность. |
11 |
Порочный круг (круг в доказательстве) - когда тезис выводится из посылок, а посылки, в свою очередь, выводятся из тезиса, так что получается круг, который не доказывает ни тезиса, ни посылок |
|
|
12 |
От сказанного в относительном смысле к сказанному безотносительно - логическая ошибка в доказательстве, связанная с нарушением закона достаточного основания в процессе доказательства. Сущесто этой ошибки заключается в следующем: положение, являющееся верным при определенных условиях, приводится в качестве аргумента, годного при всех условиях, при всех обстоятельствах. |
13 |
От смысла разделительного к смыслу собирательному – логическая ошибка, существо которой заключается в том, что о целом утверждается то, что справедливо только относительно частей этого целого. |
14 |
Ошибка относительно следствия - логическая ошибка, существо которой заключается в том, что выводы, справедливые относительно целого, переносятся на отдельные части этого целого. |
15 |
Ошибки в умозаключении по аналогии - главный источник заблуждений в умозаключениях по аналогии состоит в том, что умозаключающий может не обратить внимания на те свойства сравниваемых предметов, которыми они отличаются друг от друга. В таких случаях аналогия ведет кошибочным выводам. |
16 |
Ошибки в силлогизме - типичные ошибки, вызываемые нарушением следующих правил силлогизма:1. в силлогизме должно быть три термина – не больше и не меньше; 2. если средний термин не распределен ни в одной посылке – нельзя получить правильного вывода; 3. средний термин должен быть распределен хоть в одной посылке; 4. больший и меньший термины, не распределенные в посылках, не могут оказаться распределенными и в заключении; 5. из двух отрицательных посылок нельзя получить никакого вывода; 6. если одна из посылок является отрицательной, то и вывод будет также отрицательным; 7. из двух частных посылок нельзя получить никакого вывода; 8. если одна из посылок частная, то и вывод должен быть частным; 9. из двух утвердительных посылок нельзя получить отрицательный вывод; 10. если большая посылка – частная, а меньшая – отрицательная, то вывод невозможен. |
17 |
Ошибки в определении понятий - дается либо слишком широкое, либо слишком узкое определение. |
18
|
Тавтология в определении - такое ошибочное определение, когда определяющее понятие представляет собой простое повторение того, что содержится в определяемом понятии. |
19
|
Определение неизвестного через неизвестное - такое ошибочное определение, когд определяемое понятие определяется через такое определяющее, которое неизвестно и само должно быть сначала определено. |
20 |
Неясность и расплывчатость признаков, входящих в определяющее понятие |
21 |
Ошибки при делении объема понятий 1. деление должно быть соразмерным; 2. члены деления должны исключать друг друга; 3. деление должно иметь одно основание; 4. деление должно быть непрерывным. Наиболее типичными ошибками при делении объема понятия являются следующие: 1. неполное деление объема понятия; 2. слишком обширное деление; 3. скачок в делении – логическая ошибка, вызванная нарушением правила «деление должно быть непрерывным» |
22 |
Смешение действий – та особенность проявления причинных связей, когда данное явление есть результат одновременного и совместного деления нескольких причин.Возможны следующие три вида смешения действий: 1. когда действия различных причин соединяются в один результат; 2. когда несколько причин противодействуют друг другу так, что часть действия одного может уничтожаться другой; 3. когда сама причина производит несколько действий, но сама она остается незаметной нам, хотя можно видеть повторение и смену одного действия другим. |
Приложение 2. Возможные применения природных эффектов