Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мой сайт

Вторник, 24.10.2017

   

10. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

11. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. – М.: Политиздат, 1985. – 263 с.

12. Паренчик Г.И. Терминологический аспект ТРИЗ / Гл. 10. Какой же подход используется в ТРИЗ?

13. Паренчик Г.И. Терминологический аспект ТРИЗ / Гл. 13. Что есть продукт (решателя с) АРИЗ?

14. Паренчик Г.И. Диалектический аспект ТРИЗ.

15. Черняк Ю.И.  Простота сложного. – М.: Знание, 1975. – 208 с.

16. Паренчик Г.И. Терминологический аспект ТРИЗ / Гл. 11. О классификациях задач.

17. Паренчик Г.И. Терминологический аспект ТРИЗ / Гл. 12. Взаимосвязаны ли ЗРТС и решательные инструменты ТРИЗ?

18. Брушлинский А.В. О категориях непрерывное и прерывное, качество и количество в психологии / Категории материалистической диалектики в психологии. – М.: Наука, 1988. – 244 с.

19. Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 104 с.

20. Паренчик Г.И. Терминологический аспект ТРИЗ / Введение.

21. Викентьев И.Л., Ефремов В.И. Кривая, которая всегда вывезет. Геометрия для изобрета­телей // Правила игры без правил / Сост. А. Б. Селюцкий. - Петрозаводск:  Карелия, 1989. –  с.с. 71-175

22. Магический кристалл физики. Физэффекты  - ключи к изобретательским задачам // Дерзкие формулы творчества / Сост. А. Селюцкий.  – Петрозаводск: Карелия. - 1987. -  с.с. 83 – 173.

23. Саламатов Ю.П.   Подвиги на молекулярном уровне. Химия помогает решать трудные изобретательские задачи // Нить в лабиринте /  Сост. А. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1988.- с.с. 95-164.

 

(Продолжение следует)

г. Коломыя

25.08.2006

 

Приложение 1

 

Логические ошибки

(Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - 2-е изд.. – М.: Наука, 1975. – 720 с.)

 

№ п.п.

Название и смысл логической ошибки

Ошибки в аргументации, т.е. в форме умозаключения, рассуждения

1

Тезис не вытекает, не следует - когда в подтверждение тезиса выставляются аргументы, сами по себе верные, но которые не являются достаточным основанием для тезиса, и поэтому не доказывают выдвинутого тезиса

2

Аргументация к тому, кто выдвинул тезис - когда вместо обоснования объективности или ложности тезиса с помощью объективных аргументов пытаются все свести к положительной или отрицательной характеристике личности человека, утверждение которого поддерживается или оспаривается

3

Аргументация к тем, кто слушает спор - когда вместо обоснования объективности или ложности тезиса с помощью объективных аргументов пытаются все свести к воздействию на чувства людей и тем самым не дать слушателям спокойно составить объективное мнение о предмете, подлежащем обсуждению.

4

Поспешное обобщение - когда некоторое свойство, обнаруженное только у небольшой части предметов данного класса, переносят на все предметы класса только на том основании, что не встречалось предметов, у которых нет этого свойства

5

Смешение причинной связи с простой последовательностью во времени - когда рассуждают по ошибочному правилу «после этого, значит по причине этого»

6

Учетверение терминов - когда в силлогизме появляется четвертый термин, в который вкладывается разное содержание и который поэтому не может связать крайние термины силлогизма в заключении

Ошибки в отношении тезиса, т.е. мысли, которую следует доказать

7

Подмена тезиса - когда, начав доказывать один тезис, через некоторе время в ходе этого же доказательства начинают доказывать другой тезис, часто сходный с начальным тезисом только внешне.

8

Чрезмерное доказательство - когда доказывается слишком много, так что из данных посылок следует не только доказываемый тезис, но и какое-нибудь ложное положение.

Ошибки в предпосылках, т.е. основаниях доказательства

9

Ложное основание - когда доказываемый тезис пытаются вывести из ложных посылок

10

Предвосхищение основания - доказываемый тезис пытаются вывести из таких посылок, которые может и не ложны, но которые еще сами нуждаются в том, чтобы доказать их истинность.

11

Порочный круг (круг в доказательстве) - когда тезис выводится из посылок, а посылки, в свою очередь, выводятся из тезиса, так что получается круг, который не доказывает ни тезиса, ни посылок

 

 

12

От сказанного в относительном смысле к сказанному безотносительно  -

логическая ошибка в доказательстве, связанная с нарушением закона достаточного основания в процессе доказательства.

Сущесто этой ошибки заключается в следующем: положение, являющееся верным при определенных условиях, приводится в качестве аргумента, годного при всех условиях, при всех обстоятельствах.

13

От смысла разделительного к смыслу собирательному – логическая ошибка, существо которой заключается в том, что о целом утверждается то, что справедливо только относительно частей этого целого.

14

Ошибка относительно следствия - логическая ошибка, существо которой заключается в том, что выводы, справедливые относительно целого, переносятся на отдельные части этого целого.

15

Ошибки в умозаключении по аналогии  - главный источник заблуждений в умозаключениях  по аналогии состоит в том, что умозаключающий может не обратить внимания на те свойства сравниваемых предметов, которыми они отличаются друг от друга. В таких случаях аналогия ведет кошибочным выводам.

16

Ошибки в силлогизме - типичные ошибки, вызываемые нарушением следующих правил силлогизма:

1. в силлогизме должно быть три термина – не больше и не меньше;

2. если средний термин не распределен ни в одной посылке – нельзя получить правильного вывода;

3. средний термин должен быть распределен хоть в одной посылке;

4. больший и меньший термины, не распределенные в посылках, не могут оказаться распределенными и в заключении;

5. из двух отрицательных посылок нельзя получить никакого вывода;

6. если одна из посылок является отрицательной, то и вывод будет также отрицательным;

7. из двух частных посылок нельзя получить никакого вывода;

8. если одна из посылок частная, то и вывод должен быть частным;

9. из двух утвердительных посылок нельзя получить отрицательный вывод;

10. если большая посылка – частная, а меньшая – отрицательная, то вывод невозможен.

17

Ошибки в определении понятий - дается либо слишком широкое, либо слишком узкое определение.

18

 

Тавтология в определении - такое ошибочное определение, когда определяющее понятие представляет собой простое повторение того, что содержится в определяемом понятии.

19

 

Определение неизвестного через неизвестное - такое ошибочное определение, когд определяемое понятие определяется через такое определяющее, которое неизвестно и само должно быть сначала определено.

20

Неясность и расплывчатость признаков, входящих в определяющее понятие

21

Ошибки при делении объема понятий

1. деление должно быть соразмерным;

2. члены деления должны исключать друг друга;

3. деление должно иметь одно основание;

4. деление должно быть непрерывным.

Наиболее типичными ошибками при делении объема понятия являются следующие:

1. неполное деление объема понятия;

2. слишком обширное деление;

3. скачок в делении – логическая ошибка, вызванная нарушением правила «деление должно быть непрерывным»

22

Смешение действийта особенность проявления причинных связей, когда данное явление есть результат одновременного и совместного деления нескольких причин.

Возможны следующие три вида смешения действий:

1. когда действия различных причин соединяются в один результат;

2. когда несколько причин противодействуют друг другу так, что часть действия одного может уничтожаться другой;

3. когда сама причина производит несколько действий, но сама она остается незаметной нам, хотя можно видеть повторение и смену одного действия другим.

 

Приложение 2. Возможные применения природных эффектов